223-ФЗ: подводим итоги и очерчиваем перспективы

223-ФЗ: подводим итоги и очерчиваем перспективы

Федеральный Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2016 г. претерпел ряд изменений (практически был реформирован), и это необходимо учитывать организаторам и участникам коммерческих закупок, планирующим торги после 1 января 2017 г.

Цели и объекты регулирования 223-ФЗ

Положение регулирует вопросы, связанные с созданием единого экономического пространства для осуществления закупок, не входящих в сферу действия Закона № 44-ФЗ о госзакупках. Практика применения предыдущих редакций закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» показала, что требуется четко регламентировать способы закупок и порядок, по которому они проводятся. Об этом говорится в Докладе Минэкономразвития «О результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2016 г.».

Ключевые положения

Согласно 223-ФЗ могут организовывать закупки госучреждения и госкорпорации, имеющие долю государственного участия в капитале более 50%, а также бюджетные организации, желающие произвести закупку на средства, полученные от грантов или субсидий, неосновной деятельности (например, сдачи площадей в аренду) или в качестве исполнителя по контракту. Для этого им необходимо опубликовать в Единой информационной системе (ЕИС) до начала года Положение о закупках. Также необходимо иметь:

  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Комплект конкурсной документации (ТЗ, требования к содержанию заявки и ее оформлению).

Согласно документу нельзя организовывать закупки валюты, ценных бумаг и драгметаллов, а также военных технологий. Если Положение о закупках не опубликовано в срок, закупки автоматически ведутся по Закону № 44-ФЗ. Положение может корректироваться, но данные об этом должны быть в ЕИС. При внесении изменений должны быть опубликованы как новая редакция Положения о закупке, так и перечень изменений (отдельным документом). При нарушении этих требований предусмотрены штрафы. Для юридических лиц штраф составляет 50 000–100 000 рублей. Для должностных лиц, утверждавших документацию, или членов закупочной комиссии — 20 000–30 000 рублей.

223-ФЗ: исторический экскурс

Изначально закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» носил рамочный характер, в нем определялись основные принципы ведения закупок. Они остались неизменными. Заказчику требуется обеспечивать:

  • информационную открытость закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств;
  • возможность равноправного и справедливого участия в закупках любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • отсутствие необоснованных ограничений конкуренции.

Эти принципы, однако, на практике воплощались с переменным успехом. Например, заказчик мог произвольным образом назначать порядок и регламент проведения закупки. Однако, это оказалось неудобным и отнимающим лишнее время у поставщиков: под каждого заказчика подстраиваться довольно сложно, особенно в условиях цейтнота. Сами заказчики в итоге тоже проигрывали, ограничивая конкуренцию и порой даже срывая закупки.

Согласно новой редакции нормативного акта, конкурсная документация должна содержать измеряемые критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Цифры и факты

Необходимость реформы нормативного акта назрела в связи с ростом участников закупок в I полугодии 2016 г. на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. При этом свыше 90% закупок осуществлялись на неконкурентной основе. В формулировках Закона № 223-ФЗ оставались «лазейки», позволявшие организовывать закупки у единственного поставщика, маскируя их под другие виды закупок. Например, заказчик мог организовать конкурс для малых предприятий, выставляя завышенные требования к оформлению заявок, что приводило к снижению количества участников. Заявки объемом в несколько сотен страниц под силу оформить только заранее хорошо подготовленному к подобным требованиям предприятию. В результате за I полугодие 2016 г. в центральный аппарат ФАС было подано 190 жалоб, связанных с организацией закупок.

Проблемы и решения в части применения 223-ФЗ

Наиболее часто в ФАС подавались жалобы в связи со следующими нарушениями:

  • Предъявление к участникам закупки требований о предоставлении документов, не значащихся в документации о закупке.
  • Неразмещение или нарушение сроков размещения в ЕИС положения о закупке, его изменений.
  • Нарушение заказчиком порядка проведения закупочных процедур.
  • Осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ.

При многомиллионых суммах контрактов заказчики были склонны пренебрегать угрозой штрафов, что приводило к конфликтам. Количество подобных жалоб должно снизиться с 1 января 2017 г., когда войдут в силу изменения положения. Со стороны поставщиков часто отмечаются такие нарушения, как оформление сомнительных банковских гарантий, получить которые по 223-ФЗ проще, чем по 44-ФЗ.

Минэкономразвития готовит целый ряд законопроектов для дальнейшей оптимизации закупочной деятельности. Например, планируется утвердить исчерпывающий перечень документов, который заказчик может требовать от субъектов малого и среднего бизнеса, и требования к этим документам. Требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ планируется унифицировать, чтобы снизить вероятность оформления «черных» и «серых» гарантий. Может быть создан каталог товаров и услуг с актуальными ценами, позволяющими проводить обоснованный расчет максимальной цены контракта. Отдельные виды юридических лиц смогут осуществлять у субъектов малого и среднего бизнеса уже не 10%, а 15% закупок. Кроме того, будут предприняты меры, исключающие закупки товаров с избыточными свойствами.

Правительство РФ имеет право создания перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. На практике, все закупки сейчас уже ведутся именно таким образом, стоит задача сокращения количества электронных торговых площадок, чтобы закупки велись только на высокотехнологичных надежных платформах, обеспечивающих максимальную прозрачность всех процедур с одной стороны и коммерческую тайну с другой. Поэтому отдавать предпочтение имеет смысл первой тройке электронных торговых площадок, а также следующих непосредственно за ними. По данным Минэкономразвития, это ЭТП ГПБ, B2B-center и ТЭК-Торг. Здесь можно найти заказчиков и поставщиков не только из России, но и, например, из Белоруссии.

Компания «ТендерГарант» оказывает своим клиентам полное тендерное сопровождение, помогает быстро оформить надежные банковские гарантии, которые считаются лучшим обеспечением заявки по ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». С нашей помощью вы сможете сократить время на подготовку заявлений для участия в закупочных процедурах, обойти «подводные камни» текущего законодательства и получить выгодные контракты. Наши консультанты помогут вам в самых сложных случаях, включая необходимость подачи жалобы в ФАС.



Читайте также:

Что нужно для участия в госзакупках в форме электронных торгов?

Что нужно для участия в госзакупках в форме электронных торгов?

Аукцион в электронной форме — самый популярный вид торгов в сфере госзакупок. Он выгоден и заказчикам, и поставщикам, прозрачен. Уже сегодня более...

Что нужно для участия в электронных торгах по 44-ФЗ: руководство для поставщиков

Что нужно для участия в электронных торгах по 44-ФЗ: руководство для поставщиков

В настоящее время практически любой добросовестный предприниматель может принять участие в электронных торгах и добиться госзаказа. Не менее 10%...

Список банков, аккредитованных для выдачи гарантии

Список банков, аккредитованных для выдачи гарантии

Все, кто участвует в торгах и государственных аукционах, знают, что для обеспечения заявки и в дальнейшем для обеспечения исполнения контракта нужна...

Сопровождение участия в тендерах и аукционах

Сопровождение участия в тендерах и аукционах

Законы о конкурсах и аукционах (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ) часто меняют, дорабатывают и усложняют. Нормативные документы предъявляют жесткие требования к...

Источники пополнения оборотных средств

Источники пополнения оборотных средств

Любая фирма, независимо от направления деятельности и формы организации, нуждается в деньгах, которые являются движущим механизмом ее развития. А...

Что нужно для участия в тендерах: инструкция для участников государственных конкурсов и аукционов

Что нужно для участия в тендерах: инструкция для участников государственных конкурсов и аукционов

Несмотря на то, что система госзакупок в России в основном сложилась, в ней еще много неясного даже для опытных участников этого рынка. Если ваша...

44-ФЗ: госзакупки по правилам

44-ФЗ:  госзакупки по правилам

Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была...