Источники финансирования бизнеса: где предпринимателю взять деньги?

Каждый предприниматель бизнеса неизбежно сталкивается с проблемами финансирования собственного дела. Вопрос «где достать деньги?» актуален не только для начинающих бизнесменов, ведь даже успешное развитие предприятия в любой момент может потребовать значительных вложений для очередного рывка вперед.

Потребность в дополнительном финансировании бизнеса часто возникает при участии в государственных конкурсах и аукционах, ведь для обеспечения заявки и исполнения контракта нужны средства, которые приходится изымать из оборота. Контракты, в свою очередь, — один из основных источников дохода для малого и среднего бизнеса. Такой замкнутый круг.

Существует несколько основных способов решить подобные финансовые вопросы, и каждый предприниматель должен знать их особенности для совершения оптимального выбора.

Размер авансирования по госконтрактам очень небольшой - как правило, он составляет от 10% до 30% от суммы контракта.
Зачастую этих денег не хватает на исполнение договора и компании обращаются за пополнением оборотных средств в кредитные организации.

Внутренние источники финансирования

Конечно, лучшим вариантом станет использование собственных средств, ведь вкладывая в бизнес свои деньги, предприниматель не обязан делить прибыль или отчислять проценты кому-либо. Но даже в этом случае ему необходимо проанализировать как минимум два варианта получения денежных средств:

  • Собственные средства учредителя. В данном случае речь идет о личных деньгах предпринимателя, то есть тех средствах, которые были получены не в результате ведения бизнеса. Однако следует помнить, что налоговая служба может расценить внесение каких-либо сумм на расчетный счет юридического лица как получение прибыли от продаж. Поэтому в банковском объявлении о взносе наличными следует указать, что денежные средства являются собственными.
  • Прибыль. Это наиболее удачный вариант финансирования бизнеса, ведь он предполагает, что предпринимательская деятельность окупает себя, не требуя дополнительных вложений.

Но не всякому бизнесу удается существовать и развиваться за счет собственных средств, особенно в начале пути. Поэтому зачастую предприниматели прибегают к поиску сторонних источников для получения необходимой денежной суммы.

Внешние источники финансирования

В том случае, когда внутренних резервов компании недостаточно для развития бизнеса, предпринимателю приходится обращаться к внешним контрагентам.

  • Средства партнеров по бизнесу или инвесторов. Это неплохой вариант для получения денежных вливаний в бизнес-проект, но он связан с некоторыми сложностями. Во-первых, поиск инвестора может увенчаться успехом далеко не сразу, ведь вам придется доказывать потенциальным партнерам прибыльность вашего бизнеса, его перспективность, подкрепляя слова продуманным бизнес-планом.
  • Это интересно
    Частные инвесторы, которые предпочитают финансировать стартапы, то есть компании на самых ранних этапах существования, получили оригинальное название — «бизнес-ангелы». Этот термин сформировался в театральной среде Нью-Йорка в начале ХХ века.
  • Средства, вырученные от продажи акций. Выпуск акций — сложная процедура. Она включает несколько этапов: учреждение акционерного общества, государственная регистрация акций и их продажа. Реализовав акции, компания отдает часть права на владение другому лицу, но взамен получает денежные средства.
  • Государственное финансирование бизнеса реализуется в конкурсных формах:
    • финансирование эффективных инвестиционных проектов со сроком окупаемости меньше 2 лет и связанных с развитием целевых для экономики страны отраслей, при условии, что собственный капитал основного инвестора (собственника) не менее 20%;
    • финансирование в рамках целевых госпрограмм;
    • финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований и т.д.
    Регулируется эта форма финансирования ФЗ № 209 и рядом других законодательных актов. Стать победителем таких конкурсов непросто, слишком высока планка требований.
    Также господдержка может быть реализована в виде льготных программ кредитования для малого и среднего бизнеса, субсидий, налоговых льгот.
  • Торговый (коммерческий) кредит. Здесь речь идет о кредите, который одно предприятие может предоставить другому. Чаще всего бизнесмены используют торговый кредит для отсрочки платежа за предоставленные товары, сырье или услуги.
  • Банковский кредит — один из распространенных методов кредитования предприятия, ведь он обладает следующими достоинствами: относительно простая процедура оформления, средства не облагаются налогом, конфиденциальность, банк не может влиять на работу компании (в отличие от партнеров). Но есть и минусы: наличие банковского кредита повышает риск банкротства компании (придется регулярно погашать не только долг, но и проценты), в большинстве случаев требуется залог в виде имущества.
  • Заём. Этот альтернативный банковскому кредиту метод получения денег прост в оформлении и отличается минимальными требованиями к заемщику. Но в то же время сумма займа может быть меньше (по сравнению с банковским кредитом), к тому же выдается она на минимальный срок и под более высокий процент (от 15% годовых).

Предпринимательство — область деятельности, связанная с существенными вложениями, особенно если бизнесмен стремится к постоянному развитию своего дела. И одной из самых распространенных проблем является обеспечение государственных тендеров и аукционов. Все вышеперечисленные способы финансирования бизнеса, несомненно, обладают достоинствами, но и минусов здесь хватает. А если деньги нужны еще и на обеспечение?

Мало кто знает, что существует альтернативный способ выиграть желаемый тендер и обойтись без кредитов и займов, обеспечив себе гарантию на исполнение контракта. Это услуги финансовых и консалтинговых компаний в области госзаказа, такие как «Тендер-Гарант». Все, что вам нужно, это предоставить технико-экономическое обоснование участия в тендере, рассмотрев которое фирма выставит свою кандидатуру на конкурс. После выигрыша «Тендер-Гарант» заключает с вами договор о субподряде, полностью оплачивая выполнение контракта. Для многих такой метод может стать единственной адекватной по усилиям и затратам возможностью получить выгодный заказ и обеспечить своей компании новый стимул для стабильного развития.